Этот вопрос волнует всех родителей. И однозначного ответа Вам никто не даст, ведь все дети – это личности, а значит к каждому нужен индивидуальный подход.
Как воспитывать детей
Одна из моих учительниц рассказала мне как-то такую историю. Училось у нее по очереди два брата. Разница между ними была года 3-4. Старший учился хорошо, и плохим поведением особо не отличался.
Были, конечно, мальчишечьи шалости, но ничего криминального. А вот с младшим братом стали постоянно возникать трудности. И касались они не столько учебы (по словам учителя, мальчик был далеко не глуп), сколько поведения.
И вот, на одном из родительских собраний, мама этих учеников стала оправдываться: “Понятия не имею, в кого он такой? Обоих сыновей я воспитываю одинаково, а результат получается разный.
Я не знаю в чем дело.” На это моя учительница возразила: “Как же можно воспитывать двух разных людей. Ведь они такие разные как по характеру, так и по темпераменту.
К каждому из них нужен индивидуальный подход. ” По словам учителя, мамочка на это как-то стушевалась и пробормотала что-то типа – я же не педагог, что же мне курсы психологии оканчивать нужно.
На мой взгляд, большинство родителей скажут, что воспитывают своих детей одинаково. Но что они вкладывают в эту фразу? Наверняка они имеют ввиду то, что ценности в семье одни и те же для всех ее членов.
Что такое хорошо и что такое плохо не зависит не от возраста ребенка не от его пола. Учительница же имела ввиду то, что преподносить эти ценности следует иногда по разному.
Всех детей в семье учат ходить, есть, знакомят их с алфавитом и счетом.
Ведь так приятно, когда есть повод похвастаться своим ребенком в его достижениях. Но за всем этим мы часто упускаем личностное развитие дитяти.
В психологии есть два понятия – личностное и функциональное развитие.
Первое – это САМ человек. Плохой он или хороший, добрые или злой, эгоист или нет, уверенный или неуверенный и т.д. Функциональное же развитие подразумевает развитие его навыков, т.е. всего того, что он умеет делать. Но эти навыки не определяют САМОГО человека.
В чем же может проявляться у детей недостаток личностного развития? Это может быть выражаться в его ребячестве – когда 5-7 летний ребенок ведет себя как 2-3 летние дети.
Слишком импульсивен, плохо контролирует свои эмоции. Так же могут проявляться и эгоистические наклонности — ему трудно играть с другими ребятами, и поэтому он предпочитает одиночные игры.
Конечно же, у ребенка должен быть круг постоянных обязанностей. Это может быть полив цветов, вынос мусора или забота о младших членах семьи. В нашей истории, в обязанности старшего брата, наверняка, входили игры с младшим, а вот второй братик был лишен этого.
Если нет младших детей в семье, то их могут заменить братья наши меньшие. О том, какое животное больше подойдет Вашему ребенку Но важно сделать так, чтобы эти обязанности были в радость малышу, а не исполнялись из под палки.
Чаще хвалите его, показывайте ему, что для Вас это очень важно. Таким образом, он будет видеть, что эти действия повышают его статус в семье и вызывают уважение окружающих.
Маленькие дети так стараются быть взрослыми, что они с удовольствием втянутся в игру “Я большой!”
Одной из распространенных ошибок родителей при этом – давать материальные вознаграждения за выполнение обязанностей по дому. Нужно уйти от потребительского воспитания.
Чем меньше ребенок, тем ему куда важнее шоколадки – лишний час общения с любимыми родителями. Поэтому, если хотите как-то простимулировать свое дитя, то используйте для этого нематериальные ценности.
Старайтесь организовать жизнь ребенка так, чтобы он не только брал из этого мира, но и умел отдавать. Научите его заботиться хотя бы о маме.
Пусть это в начале будет мелочь – помочь накрыть на стол к обеду, но малыш должен почувствовать как для Вас это важно и приятно. Так ребенок получит личностное воспитание.
Как воспитывать детей личностью? Если Вы задались этим вопросом – это уже хорошо. Надеюсь, эта статья дала ответ на этот не простой вопрос: как воспитывать детей.