Развитие интеллекта у подростков – Особенности

Развитие интеллекта у подростков - Особенности
Развитие интеллекта у подростков – Особенности

Развитие интеллекта у подростков

В подростковом возрасте новообразования в развитии познавательной сферы (внутренний план действий, произвольность познавательных процессов, рефлексия) младшего школьника закрепляются, усложняются и распространяются на все сферы деятельности и жизни.

Формируется теоретическое рефлексивное мышление, этому способствует усвоение системы теоретических знаний на уровне теоретических обобщений и с помощью вербально сложившихся гипотез. Развивается способность к дедуктивному рассуждению.

Подростки овладевают новыми логическими операциями

Уподобление, аналогия, отрицание, утверждение, корреляция и др.. Они становятся способными на системный поиск решения интеллектуальной задачи, строят различные подходы к решению, ищут ошибки и противоречия в суждениях.

Подростки отказываются от дословного запоминания учебного материала, и на первое место выдвигается словесно-логическая произвольная память. Приемы логического запоминания совершенствуются, текст трансформируется, воспроизводится основное содержание прочитанного.

Активно развиваются внутренняя и письменная речь. Существенные изменения в подростковом возрасте испытывает воображение. Старая форма воображения, которое проявляется у младших детей в игре, рисовании и т.д., «сворачивается».

Снижается интерес к рисованию, изменяются виды игр

Подростки критически относятся к продуктам своему собственному детскому творчеству. Воображение сближается с теоретическим мышлением, что способствует развитию новых форм творчества: конструирование, написание стихов и тому подобное.

С одной стороны, для этого периода характерны негативные проявления: дисгармоничнисть в перестройке организма, сложность периода полового созревания, нестабильность, подвижность личностного роста, появление новых протестующих форм поведения по отношению к взрослым и тому подобное.

Но с другой стороны, этот период характеризуется появлением положительных черт: более разнообразными и содержательными становятся отношения с окружающим миром, отчетливо проявляется пластичность и сенситивность к социальному развитию, возрастает самостоятельность, склонность к самоанализу, самокритичность. Формируется потребность в личностном самоопределении.

Кризис этого возраста связан с рефлексией и глубоким недовольством собой: потребности в положительной оценке со стороны взрослых, которые для него значимы, потребность в самоуважении, потребность в общении с ровесниками.

Однако правильно организованная педагогическая работа с подростками доказывает их высокую сесзитивность к личностно-ориентированное взаимодействие, когда взрослые понимают эмоциональное состояние подростка, делают корректное замечание по поводу недостатков, учитывают способность их к диалогическому общению и др..

У подростков развивается чувство ответственности за себя и других, способность обнаруживать самостоятельный выбор, понимать и усваивать нравственные понятия и «гражданский долг перед обществом, в котором возможно полное и свободное развитие личности».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю Политику конфиденциальности и обработки персональных данных.