Окраска автомобиля выполняет две функции. Первая и главная, это защитная функция. Необходимо защитить метал от коррозии, механических и других повреждений. Вторичная функция — привлекательный внешний вид.
Окраску можно разделить на два вида:
- Конвейерная
- Ремонтная
В массовом производстве автомобилей, окраска осуществляется на конвейере. Особенность этого процесса в больших объемах, в температурном режиме, в непрерывности потока.
На конвейере могут долгое время красить лишь в красный, и только остановив производство, произведя прочистку, начать красить в другой цвет. Кстати, первая партия после смены настроек цвета будет иметь оттенок предыдущей партии.
Этапы окраски на конвейере:
Катафорезный грунт. На этом этапе металлический кузов «купают» в ванне с грунтом, на кузов подают положительный заряд, а на ванну отрицательный в результате химической реакции катализа грунт тонкой пленкой покрывает кузов.
Сушка проходит в тоннеле, где поддерживается определенный температурный режим за счет инфракрасных ламп в результате грунт твердеет. Этот первый слой защищает металл от коррозии.
Грунт праймер. Этот слой защищает поверхность от механических воздействий. Конечно не полностью, но все же создаёт эффект «мягкой подушки» и … последствия. Снова сушка.
Декоративная отделка. Этот этап окраски завершающий и делится на два процесса: нанесение базового слоя — эмали и защитного слоя — лака. Эмаль может быть однотонной или «эффектной», то есть содержать примеси слюды и алюминия для достижения эффекта перламутра и металлики.
Ремонтная окраска проходит по этапам:
Ремонт повреждения (царапины, трещины, скола). Технология ремонта зависит от повреждения и от материала детали, но в итоге отремонтированный участок останется без лакокрасочного покрытия.
Грунт. На обезжиренную поверхность детали наносится грунт. Он не только будет защищать деталь от химических и механических повреждений, но и сделает еще шероховатой, с мелкими бороздами, за которые потом будет держаться эмаль.
Если на конвейере отвердевание материалов осуществляется за счёт температурного режима, то в условиях ремонтного центра или мастерской оно происходит в результате химической реакции отвердителя и грунта.
Нанесение эмали. Этот этап начинается с подбора колера и тут мастера сталкиваются с рядом проблем, которые появляются в зависимости от того какой цвет у отремонтированной детали и автомобиля.
Но об этих проблемах будет сказано ниже. После локальной или полной окраски, в несколько приемов, подобранной в цвет эмалью, деталь сушат в камере, где поддерживаются определённые условия (температура, и тд)
Нанесение лака. Эмаль сама по себе не может противостоять механическим, химическим, погодным и другим воздействиям и нуждается в защитном слое лака. На самом деле, даже не в одном слое, а в нескольких.
Полировка. Этот этап часто игнорируется малярами-любителями, а тем временем он важен, чтобы довести ремонт до конца и создать иллюзию того, что автомобиль только что из салона.
Профессионал, ремонтируя, всегда стремится к полному соответствию изначальному виду машины, это относится как к внешнему виду, так и к прочности отремонтированного участка.
Это краткое описание процесса окраски, на самом деле есть множество технических моментов и точностей, которые необходимо знать и соблюдать, если заниматься окраской автомобилей.