Гиперактивный ребенок в школе — понятие «гиперактивный» является медицинским и включает следящие особенности: импульсивность, плохая концентрация внимания и развитость логики, проблемы с абстракционным мышлением и отслеживанием времени.
Хотя по незнанию этим термином могут назвать и просто эмоциональных детей. Их стоит различать. В первом случае речь идет о нарушении работы центральной нервной системы, во втором – об особенностях характера.
Гиперактивность: что это
Полно название СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Такой диагноз ставится исключительно врачом чаще в возрасте 5-8 лет. В этот период ребенок начинает отставать от сверстников и проявлять особенности, свойственные СДВГ.
К сожалению, мало кто из учителей и воспитателей знаком с данным отклонением и списывает действия малыша на плохое воспитание и дурной характер, всячески попрекая и наказывая, чего делать нельзя.
Гиперактивный ребенок в школе
Родителям важно заранее разговаривать с учителями в школе, предупреждая о возможном поведении ребенка и объяснив, что вы стараетесь сгладить проявления, но пока малыш еще достаточно импульсивен, может проявлять непослушание, неусидчивость, за что не следует его ругать.
Особенность гиперактивных детей – сложность в концентрации внимания, плохая память. Ему сложно сидеть на уроке все 40 минут и думать лишь над одной темой.
Нарушена взаимосвязь между сделанным и последствием, поэтому он, не задумываясь, может начать баловаться и повторять многократно. Этим объясняется сложность в выполнении нескольких задач и нежелание готовить домашние задания.
Еще признак СДВГ синдрома – отсутствие течения времени. Все, на что способен семилетний малыш — думать на 10 минут веред. Это лишь дополняет поведение, делая практически не управляемым.
Причины СДВГ
Исследования, проведенные в Европе и США, показали несколько факторов, в результате которых возможно нарушение работы ЦНС:
- Наследственность: существует большая вероятность, если в семье есть взрослые с таким же диагнозом, ребенок также его заимеет;
- Осложнения во время внутриутробного развития;
- Сложные роды;
- Травмы головы на первых годах жизни;
- Сильное психологическое потрясение;
- Нехватка необходимых для развития витаминов и микроэлементов.
По статистике каждый десятый ребенок страдает гиперактивностью, то есть шанс заиметь такого в классе велик.
К сожалению, излечиться до конца от СДВГ невозможно, но в подростковом возрасте ввиду развития отделов головного мозга проявления несколько сглаживаются, улучшается концентрация внимания, логика, однако проблема с импульсивностью часто присутствует и во взрослом возрасте.
Гиперактивный ребенок в школе как помочь ребенку
Важно, чтобы союзникам родителей были учителя и воспитатели, понимающие, что поведение ребенка не результат его злого умысла, а проявление болезни.
В школе не стоит наказывать малыша, а лучше разделять задания на части, в это случае ему будет легче справляться с учебным материалом.
Хорошо, если учитель предложит какие-то задания для команды, куда войдет гиперактивный ребенок, ощущение общего дела и совместной удачи поможет проявиться лучшим его способностям.
Не лишним будет проконсультироваться со школьным психологом, он подскажет действенные варианты адаптации к школе, посоветует пути взаимодействия с учителями, а также даст советы родителям, как вести с ребенком в домашних условиях.
Способы справиться с гиперактивностью
- Дробление задач на части;
- Немедленные поощрения: выполнил – тут же получил награду. Хорошо работают жетоны, накапливая которые малыш мотивирован на что-то более весомое;
- Режим дня, план выполнения домашних заданий – обязательный элемент адаптации ребенка. Для него рамки и правила во много раз важнее, чем для ребенка без СДВГ, это поможет ему понимать, что его ждет в ближайшем будущем, начать контролировать время и не забывать о запланированных вещах;
- Точная постановка задач, исключение части «не»;
- Подробное объяснение, почему нужно выполнить то или другое, поскольку ввиду сложности мышления малыш может сам этого не понять.
Гиперактивным детям очень важно внимание, поэтому старайтесь проводить его с ним как можно больше, например, привлекайте к уборке, идите вместе за покупками.
Также важно поддерживать в нем уверенность в своих силах, хвалить, если все выполнил правильно.
Помните, гиперактивность – не приговор, при правильном подходе дети вырастают полностью нормальными людьми, способными наравне с другим заниматься любым видом деятельности.