Женский журнал
Назад

Характер ребёнка: Предопределены ли свойства личности?

Опубликовано: 29.03.2019
Время на чтение: 3 минуты
0
5

Характер ребёнка

Когда по мере роста начинает проявляться личность ребенка, вас, естественно, интересует источник его индивидуальности.

Споры по поводу естественного и приобретенного сводятся к обсуждению наследственных факторов и факторов окружающей среды.

Термин «естественное» относится ко всем характеристикам и качествам, с которыми ребенок родился.

Многие физические характеристики ребенок наследует от родителей. Например, цвет глаз и волос, рост и даже вес тела.

Сторонники теории врожденного наследования качеств личности считают, что подобное происходит и с психологическими характеристиками.

Об этом, например, свидетельствует тот факт, что зачастую дети своим обликом и манерами напоминают родителей.

Если физические черты могут быть унаследованы, то, возможно, вся схема развития ребенка также наследуется определенным образом.

В противоположность этому термин «приобретенное» предполагает, что многие характеристики формируются под влиянием окружающей ребенка среды, в особенности методов его воспитания в семье.

Например, просвещенные родители в первую очередь развивают ум своего ребенка и в результате воспитывают просвещенное дитя.

Чувствительные же родители и своего ребенка учат чуткости в общении с другими людьми.

Некоторые заходят в своих аргументах еще дальше, утверждая, что личные характеристики вообще не наследуются, а ребенок появляется на свет как чистый лист бумаги, на которую жизненный опыт записывает путь его развития.

Ваше отношение к вопросу врожденного/приобретенного влияет на ваши взаимоотношения с ребенком.

Если вы сторонник «врожденного», то предполагаете, что врожденные характеристики ребенка, способность к познанию и его личность сами определят, каким человеком он станет, и ваш собственный вклад не может значительно повлиять на это.

Если же вы сторонник «приобретенного», то будете считать, что развитие ребенка полностью зависит от того, как вы его воспитываете, и от уровня стимуляции, которую он испытывает, будучи еще ребенком.

Вы можете выбрать и промежуточный подход, признающий значимость как врожденных способностей ребенка, так и его окружения.

Взаимодействие

Лишь немногие из специалистов по развитию ребенка принимают одну из этих экстремальных сторон.

По широкому признанию, хотя личность каждого ребенка потенциально основывается на его генетической структуре, главное воздействие на его развитие оказывает взаимодействие между врожденными способностями и окружением, в котором он воспитывается.

Сегодня дебаты по поводу врожденного/приобретенного сконцентрированы на относительности воздействия каждого влияния на рост и прогресс ребенка - есть свидетельства и того и другого.

Исследования близнецов, попавших к приемным родителям и воспитывавшихся в различных семьях, вскрыли поразительное сходство их личностей и способностей независимо от раздельного воспитания.

Кроме того, сходство было обнаружено между усыновленными детьми и их естественными родителями, невзирая на то, что этих детей воспитывали другие люди.

Это свидетельствует в поддержку взгляда о наследственных чертах в развитии ребенка.

С другой стороны, многие случаи доказывают, что даже те физические характеристики, которые, несомненно, были унаследованы, изменяются под непосредственным влиянием окружающей обстановки.

Возьмем, к примеру, рост.

Ребенок может обладать генетическим потенциалом к достижению определенного роста, но он вряд ли его достигнет, если не получит достаточного питания в дошкольные годы.

Другие факторы, такие как здоровье, бедность и семейные устои, тоже оказывают влияние. Есть доказательства того, что дети, воспитанные в семье, где жестокость является нормой, становятся более агрессивными по отношению к своим сверстникам.

Развитие вашего ребенка представляет собой сочетание и взаимодействие этих факторов на каждом этапе его жизни.

Поэтому воспитание ребенка не сводится к пассивному наблюдению за развитием ребенка. То, как вы относитесь к вашему малышу, во многом влияет на его долгосрочное развитие.

Как я могу повлиять на приобретенное и врожденное

  • Держите руку на пульсе. Ваше воздействие на ребенка невозможно определить количественно, однако во многом определяется вашим отношением к нему.
  • Ваши ожидания должны быть разумными. Хотя вы и можете повлиять на прогресс ребенка, не ждите ежеминутных изменений. Терпеливо наблюдайте за его постепенным развитием, и вас не постигнет разочарование.
  • Относитесь к нему как к личности. У вашего ребенка те же родители и то же семейное окружение, что и у его родного брата, однако его реакция на все окружающее уникальна. Прогресс малыша невозможно полностью предопределить, он будет различным от ребенка к ребенку,
  • Радуйтесь его достижениям. Независимо от «врожденного» или «приобретенного» радуйтесь развитию способностей и талантов вашего малыша. Это наполнит его уверенностью в себе и подтолкнет к дальнейшим достижениям.

Автор:
Анна Антоновна
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Отправляя данную форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами нашего сайта.