Как научить ребенка разговаривать
Каждому родителю хочется, чтобы их ребёнок побыстрее научился разговаривать. У некоторых это «хотение» начинается уже в тот момент, когда двухнедельный малыш — сухой и точно не голодный, но всё равно плачет…
Общение с ребёнком
«Вот бы ты мог рассказать, что ты хочешь. Может, что-то болит?». Другие же покорно ждут, когда ребёнку исполнится хотя бы годик и уж потом начинают бить тревогу: «Вот соседская Маша уже говорит 10 слов, а наш малыш только маму зовёт! Катастрофа!».
Хотя на самом деле ничего страшного здесь нет. Всему своё время. А если так уж сильно хочется, чтобы ребёнок поскорее заговорил — ему можно немного в этом помочь.
Ребёнку 5 месяцев
Развитием речи нужно начинать заниматься задолго до того, как ребёнок самостоятельно произнесёт долгожданное и осознанное «Мама».
В 4–5 месяцев детское гуление превращается в лепет с однообразных слогов. В этот момент малыш начинает прислушиваться к разговору мамы, папы и других окружающих и пытается сымитировать их речь, хотя сделать это у него ещё не получится.
В этот период необходимо начинать разговаривать с ребёнком, повторять простые слоги типа «ма-ма», «па-па», «ба-ба». Делать это важно отчётливо, чтобы ребёнок мог следить за движением губ.
Малышу полгодика
После исполнения 6 месяцев, ребёнок способен запоминать и находить взглядом предметы. Важно рассказывать и показывать малышу, где находится стол, шкаф, диван, стул и другие предметы.
Повторить названия он сейчас ещё не сможет, но как только научится разговаривать — сможет самостоятельно без проблем все называть и учить его не придётся.
Ребёнку 10 месяцев
После 10 месяцев в «речи» ребёнка начинает появляться множество новых звуков и слогов. Именно с этого момента начинается его подготовка к разговору. Сейчас важно как можно больше с ним разговаривать и стимулировать его к произношению слов.
Пусть малыш просит дать какой-то предмет не мычанием, а словом «Дай», которому его научит мама.
Необходимо рассказывать ребёнку обо всём, что в данный момент его окружает: «Вот мама нарезает овощи, кладёт их в тарелку, размешивает ложкой, чтобы получился салат».
На что обращать внимание родителям
- Особое внимание нужно уделить звукам, которые скопировать легче, чем слова: «Вот побежал кот, он говорит мяу, а собачка говорит гав-гав, а машина поехала вжи-вжи». Пусть ребёнок тоже попытается помяукать либо повторить звук машины.
- Много раз было доказано, что на развитие речи влияет мелкая моторика рук. Пусть ребёнок играет с крупами, горохом, макаронами, пуговицами. Только делать это нужно под присмотром, чтобы «предметы обучения» не превратились в еду. Также положительно влияет лепка из солёного теста или пластилина, игры в песке. Пусть ребёнок трогает все, что ему хочется. Чем разнообразнее будут текстуры предметов — тем лучше.
- С детьми после года важно вести не монолог, а пытаться создавать диалог. Не стоит угадывать его желания, о которых он показывает жестами. Пусть он сам пытается сказать, что хочет взять со стола бутылочку, а не будильник и так далее. Сколько бы ни было упражнений на развитие речи, не нужно ими увлекаться и утомлять ребёнка. Он заговорит, пусть не сейчас, а через месяц — второй. Но это обязательно случится.